Заботливым родителям

 

У одного мудреца спросили, с какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка.
- А сколько сейчас вашему ребёнку? - спросил тот.
- Пять дней.
- К сожалению, вы уже опоздали на пять дней.

Известная притча

 

Берегите своих родителей, пока они рядом и задают вопросы...
 

 

 

Если ребёнок не хочет учиться...

Данная статья представляет собой фрагмент из книги И.Ю. Млодик "Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чём так непросто признаться"

Наши отношения с детьми в точности копируют отношения с нашим "внутренним ребёнком", которые, в свою очередь, повторяют модель отношения взрослых к нам, когда мы сами были детьми. И если родители во времена своего детства не прожили адекватно какой-то возраст, не решили какую-то важную возрастную задачу, то и своим детям с большой долей вероятности они не позволят сделать это... Если, конечно, не займутся самоисследованием и не проработают то, что по каким-то причинам им не удалось сделать в свое время. Книга именно об этом.

 

"Точнее, он вообще ничего не хочет", - часто жалуются они. "Современные дети как-то особенно не хотят учиться", - уверяют меня учителя, убеждают родители. Мне не удивительно, ведь во многих семьях теперь есть возможность "помогать" ребёнку учиться.

Большинство родителей, обращающихся ко мне с этой проблемой, очень вовлечены в процесс учебы ребёнка. Они практически учатся за него. Отслеживают все его домашние задания, проверяют или укладывают портфель. Проверяют домашнее задание, иногда даже делают его вместе, напряженно глядя через детское плечо.

С одной стороны, многим родителям кажется, что насколько успешно учится ребенок в школе, настолько счастливым и обеспеченным потом будет его будущее. В этом есть доля правды, но не вся. Ведь важно не только то, какие оценки у него будут по предметам, но и какие навыки, умения и чувства у него останутся после того, как он закончит школу.

Если ребёнок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если там он часто ощущает себя неуспешным, раскритикованным, неуверенным, плохим, если у него останется ощущение, что учеба - это то, что он ненавидит, это постоянное принуждение, и то, что он будет делать исключительно "из-под палки", - то, завершив обучение в школе, ему будет трудно любить учиться. Он постарается побыстрее закончить этот процесс в своей жизни, и не возвращаться к нему никогда. Так что, понукая его, вы можете достигнуть нежелательных целей. Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли, не способны написать даже письмо, не то что статью или отчет, потому что кто-то критиковал их и заставлял переписывать сочинения.

Учёба в наших современных школах - непростое, но посильное занятие, с которым ваши дети способны справиться самостоятельно. Конечно, если только у вас нет непомерных родительских амбиций, и вы не отдали ребёнка туда, где учебные требования выше его возможностей. Если только вы не ждете того, что ребёнок прыгнет выше своей головы, реализуя ваши когда-то несбывшиеся мечты или мечты ваших родителей. А также если амбиции учителя не превышают детских способностей, и учитель не возложил на родителя почетную обязанность привести оценки вашего конкретного ребенка к его завышенным ожиданиям, дабы "не портить картину успеваемости в классе". Итак, если вы готовы к тому, чтобы он сначала научился учиться, а потом легко, самостоятельно и настолько успешно, насколько он может, постиг школьную программу.

У многих, особенно у сверхконтролирующих родителей, есть твердое убеждение, что все дети от природы ленивы, безответственны, только и думают, как бы развлечься, набедокурить, отмазаться от работы, найти приключений на свою голову. Их убежденность небезосновательна, но применима только к тем детям, которые на минутку, на полчаса, на день вырвались из-под удушающего родительского контроля. Вот этим, конечно, хочется "оторваться" и сделать все то, что им категорически запрещали. Большинство же детей на самом деле готовы заниматься делом, вполне разумно сочетая его с отдыхом, хотят быть успешными, способны сосредоточенно работать и учиться, когда понимают, что это их дело, что оно под их управлением и контролем. Когда все победы - их, и ошибки и поражения - тоже их. Дети легче и быстрее откликаются на ту деятельность, которую они сами могут организовать, на результат которой могут повлиять, в которой сами могут распределять свое время и свои усилия.

Сейчас, имеющие возможность не работать мамы или бабушки, принимают решение и дальше не заниматься своей жизнью, а "помогать" ребёнку учиться, чем создают, конечно, много проблем: и себе и ему. "Помогают" большинство из них исходя из такого рода соображений: "Он такой слабенький (отстающий, невнимательный, несобранный); его надо контролировать, а то вообще ничего делать не будет". Либо из таких: "Мне вот в детстве никто не помогал, и мне было трудно. Вот для своего ребёнка я сделаю всё, что в моих силах". Намерения, конечно, благие, но далеко не всегда обусловленные реальными потребностями вашего ребёнка.

Большинство детей невнимательны, расторможены, не собраны потому, что за своё дошкольное время так и не научились управлять собой. Скорее всего, потому, что многое делалось и решалось за них, потому, что им не ставили границ, либо ограждали от всего, и у него не было возможности сделать дело самому сначала и до конца. В любом случае, начало было положено до того, как он пошёл в школу. Школа, скорее всего, проявила проблемы, и по большей части - проблемы даже не ребёнка, а семейной системы, в которой он рос.

И как на возникшие проблемы прореагировала система? Она усилила свои прежние воздействия. Если его гиперопекали, стали опекать еще больше, если контролировали, то усилили контроль. "Он же не справляется, это очевидно!" И как будто не хотят замечать, что от всех этих мер проблема в корне не решается, наоборот, усиливается, закрепляется. Тогда сила воздействия повышается еще больше... его начинают наказывать, не добившись уговорами, начинают делать что-то за него. И он перестает учиться, или, во всяком случае, хотеть учиться (а это и так не просто в рамках нашей системы образования).

Родители все больше берут контроль в свои руки, соответственно, его все меньше остается у ребёнка. Они всё больше проявляют к нему свою родительскую волю, все меньше её остается у него самого. Всё больше обучение и его оценки становятся их делом, и тем меньше - его. К тому же у него вырабатывается стойкое и сильное сопротивление к их давлению (как и у любого человека, иначе чьё-то внешнее давление разрушило бы личность, сломало её). Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, саботаж, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать, забывание домашних заданий, откладывание уроков на потом. Или более активные формы: капризы, возмущения, скандалы, прогулы, конфликты, открытые протесты (как правило, в подростковом возрасте).

Родители в таком случае возмущённо тычут в ребёнка пальцем, называя его лентяем, раздолбаем, хулиганом и т.д., в зависимости от широты словарного запаса и наивных представлений об особой действенности какого-либо эпитета. Им не хочется признавать, что не он один отвечает за проблему, в которой оказался. Они уверены, что они-то всё делают правильно, это он - просто лентяй и далее по списку.

Постепенно у ребёнка остаётся всё меньше сил и желания пытаться справиться с тем, с чем ему невозможно справиться. Потому что при внешнем неусыпном контроле у него формируется достаточно сложный механизм. У него пропадает собственный мотив делать что-то, а вместе с мотивом - и энергия, которая всем нам нужна для того, чтобы делать что-то (особенно то, что делать не особенно хочется), к тому же у него растёт сопротивление к этому внешнему давлению. Потому что любая психика стремится сохраниться и не быть растоптанной и уничтоженной чьими-то намерениями, даже если эти намерения "самые благие".

Чем больше давите, тем сильнее сопротивление (если вы, конечно, уже не "сломали" вашего ребёнка и не подчинили полностью вашей воле). Если ваш ребёнок сопротивляется вам, вы должны радоваться, а не возмущаться. Это значит, что у него есть силы и здоровье, чтобы не дать вам уничтожить свою личность. И ваша задача - попытаться понять, что происходит, чему он так яростно сопротивляется и постараться убрать первопричину. Потому что на сопротивление уходит так много энергии, что ваш ребёнок становится слабым вдвойне: у него очень мало осталось своей энергии на то, чтобы что-то сделать, потому что вы забрали у него мотив, и он вынужден тратить ещё больше сил на то, чтобы не дать вам так сильно и так сразу его раздавить.

Представьте, что вам надо на работу и кто-то из ваших домашних постоянно проверяет вас, взяли ли вы с собой нужные вам документы, написали ли вы отчет. И делал бы это постоянно, из раза в раз. Вас бы это быстро утомило, но со временем вы привыкнете и как-нибудь, когда ваши домашние забудут напомнить вам про отчет, вы, конечно, забудете его дома. И с возмущением: "Ты почему мне не напомнила!" - быстро переложите, например, на жену ответственность за вашу ошибку. А она вам на это: "Я что, обязана думать про твой отчет?" И правда, не обязана. Вот и не надо было раньше лезть не в свое дело. Кто виноват? Оба. Каждый занимался не своим. Она в свое время взяла ответственность, он отдал.

А что вы будете чувствовать, если каждый день ваши близкие после того, как вы только что пришли с работы, будут вам говорить: "Садись за свой отчет, делай свои документы. Вот прямо при мне, садись и делай. Что значит, хочу передохнуть, телевизор посмотреть? А кто твой отчет за тебя будет делать? Я ж для тебя стараюсь, чтобы тебе завтра на работе не влетело!" Если бы это делала ваша жена, вы бы уже давно расстались с ней. Если ваша мама, возненавидели бы ее, при всем уважении, и стали искать варианты, как разъехаться. Это естественно - начать ненавидеть того, кто нас принуждает. И вы бы хотели, чтобы ваши дети чувствовали то же самое по отношению к вам?

А если б они (кто-то из ваших домашних) при этом еще стояли у вас за спиной, крича на вас каждый раз, когда вы в своем отчете допускаете ошибку? Вы бы стали собраннее, внимательнее и энтузиазм бы ваш вырос? А если б заставили все переписывать, "потому что не достаточно аккуратно написано", после того, как вы вымучили первые две страницы? Ну давайте, примерьте это на себя! И как? Жмет? Много злости, возмущения, протеста и никакого желания работать?

Вам легче, вы же взрослый, вы еще можете возмутиться, всех послать по своим делам и сказать, что ваш отчет - это ваше дело, и нагоняй на работе, если что, тоже ваше дело. Можете накричать даже, стукнуть кулаком, показать, кто в доме хозяин. А ваши дети? Они не могут. Они вынуждены подавлять в себе раздражение на вас, потому что любят, боятся огорчить или, может, просто боятся ослушаться. И страх и энергия на подавление злости тоже отнимает у них силы. Не удивительно, что им не хочется учиться.

"Что вы предлагаете?! - обычно возмущённо восклицают родители на мои попытки разъяснить их непосредственное и живейшее участие в создавшейся проблеме. - Перестать его контролировать? Он тогда вообще перестанет делать уроки! И мы вообще скатимся на двойки!" Мне не хочется, конечно, им говорить, что вы-то свою родительскую двойку уже получили. Это было бы грубо... зато правда. Конечно, если сейчас, когда он уже 8-9-10 лет живёт под неусыпным родительским контролем, дать ему полную свободу, это, однозначно, подставило бы его под неудачу. Особенно если дать на это ему два дня. За два дня он точно успеет только продемонстрировать весь репертуар своих невозможностей управлять собой и собственной учёбой. При этом по прошествии этих двух дней его родитель с трудно скрываемым злорадством (!) ответит нам: "Я же говорил! Он не может!"

Конечно, не может. А кто бы смог? Ему предстоит этому научиться. И если другие дети учились этому в своей дошкольной жизни, причём не рискуя никаким снижением успеваемости, то именно ему сейчас предстоит это сделать с риском того, что оценки какое-то время будут очень даже не те, каких бы вам хотелось. Но нужно выбрать: либо оценки (которые в случае подобных проблем и так, как правило, невысоки), либо время для формирования у ребёнка навыков самоуправления и самоконтроля. Время, в течение которого, учёба стала бы его, а не вашим делом. Время, в течение которого, он сначала будет ожидать от вас привычного "пинка", потом, не получив его, будет вас провоцировать на него или радостно забросит всё, потом поймёт, что учиться как-то надо и двоечником в классе всё-таки быть неприятно. Потом будет постепенно учиться уговаривать себя самого, что и начнёт у него выходить сначала с переменным успехом, а потом, с получением первых, честно заработанных хороших оценок, всё лучше и лучше.

Если он очень привык делать всё с вами и не готов добровольно от этого отказаться (что является ещё более тяжелым случаем, показывающим, что ваш ребёнок или совсем уж не верит в себя или очень боится ошибаться, или достаточно инфантилен, психологически незрел), то пробуйте начинать хотя бы с тех уроков, которые всегда давались ему легко. А остальные, более сложные, пусть делает сам, но может обращаться к вам за помощью, если ему что-то непонятно. Очень важно, чтобы по возможности он сам мог планировать своё время, когда что делать. Чтобы если не успевает что-то сделать, то шёл бы в школу со своими невыученными уроками и получал там свои законные "двойки", расстраивался, исправлял.

Вы быстрее достигнете успеха, если будете отмечать каждый шаг всё более возрастающего контроля ребёнка над собой, его каждый маленький успех. Если на неудачи будете реагировать не нотацией и упрёком "я же говорил, что схлопочешь "двойку"!", а попыткой вместе разобраться, почему это произошло.

Важно понимать, что вам трудно будет отдать контроль ребёнку, если при этом вы не найдёте, чем можно заняться вам в это время, если в вашей жизни не найдутся ваши собственные смыслы, потребности и занятия. У многих мам и бабушек сверхзабота и сверхконтроль - всего лишь компенсаторная возможность уйти от своих страхов ненужности, нереализованности, невовлеченности в профессию или призвание. Многим из них значительно легче командовать в чужой жизни, чем управлять собственной. И некоторые из них радостно хватаются за эту соломинку. Только их ребёнок здесь при чем?
Автор - Млодик И.Ю.

 

 

 
 
 


 

 

 

Готов ли Ваш ребёнок к школе? Тест для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрасьте вместе с ребёнком рисунки, соберите картинку, поиграйте в разные игры.  Очень интересно и познавательно!  
http://igraem.pro/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В школу после каникул

 

 

Сказка для взрослых.
«Встреча» (Автор – Амбросьева Н.Н.)

 
    Молодая женщина сидела на корточках и старательно упаковывала свою любовь, выдранную из сердца, в большую картонную коробку. Она грустно перевязала коробку пёстрой лентой, крепко-накрепко завязала ленту узлом, а сверху из концов ленты соорудила шикарный бант. Посмотрев на своё творчество, грустно вздохнула и отнесла коробку с любовью в самый дальний угол кладовки.
    - Сиди тут, раз ты никому не нужна. Хватит мучить меня, терзать моё израненное сердце. Оставь меня в покое, я устала, очень устала. Эти бесконечные разочарования… Сколько раз можно ошибаться, думая каждый раз, что вот оно, это настоящее, долгожданное чудо, взаимная настоящая любовь. И каждый раз впоследствии обнаруживать, что это подделка, просто-напросто фальшивка.
     Женщина была красива. Хотя она ненавидела это слово. Ей казалось, что от него веет холодом. Она считала себя просто симпатичной и обаятельной. Но мужчины считали иначе. Они не могли пройти мимо, не заметив её длинных стройных ног, крутых бёдер, высокой груди, тонкой талии, золотого водопада шикарных волос, спадающих почти до самых пят. Их притягивал взгляд сияющих карих глаз, которые были особенно хороши, блестя словно вишни, на фоне её волос цвета спелой ржи. И как жаль, что сегодня, когда любовь была упакована и далеко спрятана, эти лучистые ранее глаза погасли. Женщина устала от ошибок, от того, что мужчин привлекало только её тело. Душа не интересовала никого. А что такое тело? Башмаки, которые рано или поздно снашиваются, даже если раньше были очень хороши собой.
     - Всё, хватит. С этим покончено раз и навсегда. Я буду мамой, хозяйкой, работницей.
     И она ушла с головой в работу. Ведь пустота, оставшаяся после любви, должна быть чем-то заполнена.
    Прошло много лет. Сын вырос. Женщине стукнуло 42, и хоть стан её был по-прежнему тонок, тело начинало чувствовать, что ему уже не 17. Жизнь текла довольно однообразно. Но женщина не жаловалась, она сама делала выбор.
    И вдруг её карие глаза встретили случайно синие. Странно, но эти мужские глаза смотрели как-то иначе, совсем не так, как смотрели на неё глаза других мужчин. Эти синие бесцеремонно пялились прямо в душу, их интересовало, что творится там, в затаённых уголках её. Карим стало любопытно и чуточку весело. В них забегали озорные огоньки.
   Синие и карие глаза встречались вновь и вновь. Им нравилось целоваться до умопомрачения. Вы когда-нибудь целовались глазами? Обязательно попробуйте. Это восхитительно! Карие глаза обожали купаться в огромных синих океанах, они бултыхались в синеве, дурачились, играли как дети и никак не хотели вылезать на сушу.
    Женщина спохватилась слишком поздно. Пропал аппетит и сон, под сердцем ныло…
    - Неужели любовь? – испугалась она. – Не может быть.
    Она кинулась в кладовку. Так и есть. Бант развязался, коробка в одном месте треснула. Женщина заглянула с надеждой вовнутрь. Пусто. Любовь шепнула уже из сердца:
    - А чего ты хотела? Чтоб я, освобождённая от пут, сидела тихонько в этой дурацкой коробке и ждала, когда ты меня снова запакуешь? Нет уж, дудки. Не бывать этому больше никогда.
    Между синими и карими глазами произошёл серьёзный разговор.
    - Я люблю тебя.
    - Не верю. В меня нельзя влюбиться. Я уже старая. Мне 42 года.
    - Ты не старая, - смеялись синие океаны. – Ты – моя девочка, а девочки старыми быть не могут.
    - У меня почти все зубы в пломбах, а на левой ноге выше колена вылезла вена и противно торчит. Как можно меня такую любить?
    - Я люблю каждый твой зубик и каждую пломбочку. Я целую твою замечательную вздувшуюся венку. Я люблю её. Это лучшая венка во всей вселенной. Я люблю тебя, моя девочка, такой, какая ты есть. Ты самая лучшая, ты – моя девочка. Я люблю тебя и буду любить всю жизнь. Даже когда ты станешь старенькой, ты будешь моей девочкой, и я тебя никому не отдам.
     - Не верю. Как можно любить несовершенное тело. Это же некрасиво.
     - Глупенькая, всё, что есть в тебе, не может быть некрасивым. Потому что это всё твоё, моей любимой, моей девочки. Маленькая моя, как же ты не понимаешь, что гораздо страшнее, когда некрасива душа. А у тебя самая прекрасная душа на белом свете. Самая лучшая. Самая-самая. Я люблю тебя.
     - Неужели нужно было дождаться первых серебринок в волосах, чтобы кто-то разглядел мою душу?
     - Просто теперь, пройдя через многие испытания, ты уже никогда не спутаешь настоящую любовь с фальшивой. Пришло твоё время, моя девочка. Я люблю тебя.
      - И я тебя, - сияли карие глаза.
      А женщина нежно ласкала свою любовь. Та нежилось в приятной истоме, свернувшись клубочком в самом сердце. Ей было хорошо. Ведь сердце – это вам не картонная коробка.
 
************

 

Линия помощи!  Центр безопасного интернета в России

 
 
 
 
 
 
Письмо Авраама Линкольна директору школы его сына.
Вот если бы так воспитывались все дети!..

По легенде, в 1855 году Авраам Линкольн написал директору школы, в которой учился его сын, письмо. Пожалуй, эти слова будут актуальными во все времена:

"Я понимаю, ему придётся узнать, что не все люди справедливы, не все - искренни. Но научите его также, что на каждого подлеца найдётся герой, что на всякого эгоистичного политика найдётся преданный лидер. Научите его тому, что если есть враг - то найдётся и друг.
Потребуется время, я знаю, но, если сможете, научите его, что один заработанный доллар намного ценнее, чем пять найденных. Обучите его и уметь проигрывать, и наслаждаться победами. Если сможете, уведите его от показных эмоций, обучите секрету негромкого смеха. Позвольте ему узнать как можно раньше, что победить задир и хвастунов легче всего. Если можете, научите его интересоваться книгами. Но также дайте ему свободное время, чтобы поразмыслить над вечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленом склоне.
Когда он будет в школе, научите его, что намного почётнее потерпеть неудачу, чем смошенничать. Обучите его верить в свои собственные идеи, даже если все говорят ему, что он заблуждается... Обучите его быть мягким с мягкими людьми и твёрдым - с жестокими.
Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все поддаются стадному чувству... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также просеивать всё, что он слышит, через сито истины и отбирать только то хорошее, что проходит.
Если можете, то научите его смеяться в печали. Научите его, что нет стыда в слезах. Научите его смеяться над циниками и остерегаться чрезмерной слащавости. Научите его продавать свой ум и силу по высшей цене, но никогда не торговать ни сердцем, ни душой. Научите его не слушать свистящую толпу, а встать и сражаться, если он считает себя правым.
Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнём рождает хорошую сталь. Позвольте ему мужество быть непримиримым, разрешите ему быть храбрым. Научите его всегда иметь большую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь большую веру в человечество.
Это нелёгкое дело, но посмотрите, что вы можете сделать. Он такой хороший, мой маленький сын!"

Из книги "Мастерство учителя"

 

По легенде, в 1855 году Авраам Линкольн написал директору школы, в которой учился его сын, письмо. И его слова актуальны до сих пор:

Источник: http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pismo-avraama-linkolna-direktoru-shkoly-svoego-syna-788960/ © AdMe.ru

По легенде, в 1855 году Авраам Линкольн написал директору школы, в которой учился его сын, письмо. И его слова актуальны до сих пор:

"Я понимаю, ему придется узнать, что не все люди справедливы, не все — искренни. Но научите его также, что на каждого подлеца найдется герой, что на всякого эгоистичного политика найдется преданный лидер. Научите его тому, что если есть враг — то найдется и друг.

Потребуется время, я знаю, но, если сможете, научите его, что один заработанный доллар намного ценнее, чем пять найденных. Обучите его и уметь проигрывать, и наслаждаться победами. Если сможете, уведите его от показных эмоций, обучите секрету негромкого смеха. Позвольте ему узнать как можно раньше, что победить задир и хвастунов легче всего. Если можете, научите его интересоваться книгами. Но также дайте ему свободное время, чтобы поразмыслить над вечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленом склоне.

Когда он будет в школе, научите его, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать. Обучите его верить в свои собственные идеи, даже если все говорят ему, что он заблуждается... Обучите его быть мягким с мягкими людьми и твердым — с жестокими.

Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все поддаются стадному чувству... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также просеивать все, что он слышит, через сито истины и отбирать только то хорошее, что проходит.

Если можете, то научите его смеяться в печали. Научите его, что нет стыда в слезах. Научите его смеяться над циниками и остерегаться чрезмерной слащавости. Научите его продавать свой ум и силу по высшей цене, но никогда не торговать ни сердцем, ни душой. Научите его не слушать свистящую толпу, а встать и сражаться, если он считает себя правым.

Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем рождает хорошую сталь. Позвольте ему мужество быть непримиримым, разрешите ему быть храбрым. Научите его всегда иметь большую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь большую веру в человечество.

Это нелегкое дело, но посмотрите, что вы можете сделать. Он такой хороший, мой маленький сын!«

Из книги «Мастерство учителя»



Источник: http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pismo-avraama-linkolna-direktoru-shkoly-svoego-syna-788960/ © AdMe.ru